Мотивирующий троллинг

Мотивирующий троллингКак «Яндекс» опередил Mail.ru в продуктовом плане, а Mail.ru ответила «Яндексу» пиаром

Кирилл Егерев

Во вторник, 3 февраля, компании Mail.ru и «Яндекс» представили «двухфакторную аутентификацию». Защиту пользовательских данных в «Яндексе» усилили с помощью непопулярных QR-кодов и уже сейчас более «народных» отпечатков пальцев. Так сказать, на выбор — кому как удобнее. Дополнительная защита Mail.ru оказалась проще и привычнее для россиян — в процессе авторизации сервис отправляет пользователю смс. Такой способ уже давно реализуется в банках и массе игровых сервисов — он подходит владельцам простых телефонов без считывателей отпечатков пальцев, камер и доступа в интернет.

Естественно, что почти одновременный запуск вызвал в Рунете гораздо больший отклик, нежели сам факт появления схожих функций в арсеналах двух российских компаний. Рунет взорвался воспоминаниями о том, как совсем недавно Mail.ru и «Яндекс» приняли на работу бывших топ-менеджеров рекламного агентства BBDO Moscow — Игоря Лутца и Ирину Соленую. О чем PR-службы компаний сообщили также в один день. До сентября 2013 года Лутц был генеральным директором BBDO Russia, после занялся собственными проектами. Ирина Соленая в агентстве занимала должность директора по соцмедиа. Видимо, последнее обстоятельство как раз стало причиной того, что Mail.ru и «Яндекс» внезапно для всех заговорили о возникшей неловкости на языке демотиваторов:

Впрочем, это не первый шутливо-социальный опыт компаний. Открывший это своеобразное противостояние демотиватор появился в сети 28 января, когда было объявлено о новых назначениях:

Логично, что почти мгновенно обсуждение сообщения о запуске нового типа авторизации, опубликованное на странице вице-президента Mail.ru Анны Артамоновой, скатилось к теме второго за неделю PR-конфуза. Артомонова не растерялась и рассказала об условно-публичном тестировании, которое в Mail.ru началось в конце декабря 2014 года. Поэтому они как будто первые все придумали.

«Как вышло так, что на день, когда был назначен релиз, кое-кто успел на 3 часа раньше — хороший вопрос, но не хочется никого подозревать», — заявила Анна Артамонова.


Естественно, это был намек на то, что «Яндекс» перехватил славу конкурента, выпустив свой пресс-релиз на пару часов раньше. Если не сказать больше — теоретически в «Яндексе» могли начать работу над собственной системой авторизации после того, как о старте тестирования с привлечением пользователей объявили в Mail.ru. Но возможно ли за неполный месяц создать систему входа, которая предложит пользователям на выбор сразу два варианта усиления безопасности? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним, что первую половину января россияне традиционно вычеркивают из жизни. Спроектировать, разработать, протестировать, исправить ошибки и «выкатить» в общее пользование за две недели? С учетом высокой нагруженности, которую испытывают серверы «Яндекса» и которую теперь необходимо поддерживать в том числе новой системе аутентификации, — наверняка нет.

Единственное, что в этой ситуации действительно было под силу «Яндексу» — узнать о планах Mail.ru осенью 2014 и реализовать собственный более продвинутый продукт. После — снова каким-то образом выяснить дату релиза и вот так смешно опередить конкурента буквально на пару часов.

Впрочем, учитывая более сложную и комплексную реализацию «Яндекса», решение (усложнить) обезопасить пользователям доступ к сервисам не обязательно родилось именно в Mail.ru. Ну сколько времени займет добавить смс-авторизацию? С учетом масштаба и возможностей обеих компаний — месяца два-три. Это даже меньше времени, чем прошло с начала осени 2014 года, когда бесновались хакеры, чуть ли не каждый день рапортовавшие о все новых тысячах украденных аккаунтов.

Исполнительный директор онлайн-кинотеатра «Аййо» Евгений Муравьев оценил расширение функциональности смс-авторизации в одну неделю. Правда, он затруднился ответить, сколько это могло занять времени у гиганта вроде Mail.ru: «Mail.ru — огромный интегратор, в том числе и смс-шлюзов, поэтому сколько они делали это, никто со стороны не скажет».

В итоге скорее всего наивно считать, будто «Яндекс» «вел» Mail.ru с самого начала. Учитывая все произошедшее, логичнее предположить, что работа над проектом поискового гиганта стартовала даже чуть раньше. Впрочем, это не исключает, что в «Яндексе» каким-то образом могли узнать о планах Mail.ru на 3 февраля и чуть-чуть сдвинуть дату собственного релиза.
Комментарии (0)